7 заметок с тегом

Заметки с мероприятий

Личное присутствие и неформальное общение на мероприятиях всегда дает массу пищи для ума.

Короткие заметки с Дизайн-выходных 2018 в Самаре

Личное присутствие и неформальное общение на мероприятиях всегда дает массу пищи для ума.

Несколько заметок с мероприятия:

Глеб Вахрин — Арт-руководитель продакшн-студии Крем рассказал, что первую анимацию в титрах сделал Хичкок в фильме «Головокружение». Вот так:

Еще хорошая идея от Глеба: сделать оригинальную анимацию для загрузчика приложения. Давно об этом думал, а теперь думаю еще сильнее.

Из софта для анимации нужно пользоваться Adobe After Effects, Principle, а для 3D Cinema 4D

Владимир Шмойлов — руководитель отдела R&D рекламы и PR в s3 (ЭРА) рассказал о UX реальном мире. При проектировании объекта следует учитывать:

  • Форму,
  • Цвет (с учетом масштаба),
  • Вес,
  • Название,
  • Упаковку,
  • Тактильное восприятие,
  • Звук,
  • Запах,
  • Вкус,
  • Температуру,
  • Обслуживание,
  • Брендинг,
  • Хранение,
  • Утилизацию.

Формообразование объекта бывает:

  • Математическое,
  • Био (вдохновленное природой),
  • Смысловое.

При разработке ассортимента полезно использовать ABC-анализ. Товары делятся на три категории:

А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж
В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж
С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж

Отдельная идея: использовать eye stopper для привлечения внимания ко всей группе товаров. Пример — красный удлинитель провода — сам по себе не очень продается, но повышает продажи обычных (белых) удлинителей.

2018   Заметки с мероприятий

Заметки с мероприятий: Лекция UX-директора Wrike Егора Гилева «UX в большой компании»

Личное присутствие и неформальное общение на мероприятиях всегда дает массу пищи для ума.

Егор Гилев — UX-директора Wrike приезжал в Самару 2 марта 2018 г.

Мои заметки:

  1. Wrike — это такая Jira для всех.
  2. В нише инструментов управления задачами до сих пор нет лидера.
  3. У Wrike больше 15000 клиентов, большая часть в США.
  4. Используют OKR (Objectives and Key Results).
  5. Не делают изменений (даже мелких) без цели по изменению метрик. По крайней мере, чтобы метрика не стала ниже, чем было до изменения.
  6. Одно из задач подразделения UX — это рост NPS на длинном горизонте.

Видос с лекцией:

2018   Заметки с мероприятий

Людвиг Быстроновский в Самаре

Личное присутствие и неформальное общение на мероприятиях всегда дает массу пищи для ума.
Людвиг Быстроновский — арт-директор Студии Артемия Лебедева приезжал в Самару 16 мая 2015 г.

Заметки с выступления:

  1. Для дизайнера главное — это ответ на вопрос — как научиться делать хорошо.
  2. Для менеджера главное — порядок и как его наводить. Необходимость наведения порядка объединяет все типы менеджеров.
  3. Очень важно умение сохранять ясную голову (трезвость ума)
  4. Плохого менеджера легко определить по письму: много адресатов, трансляция паники клиента на команду
  5. Важно оценивать решение со стороны не только пользы но и вреда: «Чем это решение будет хорошо?», «Чем это решение плохо?».
  6. Люди работают за сложные и интересные задачи — деньги ни при чем.
  7. Важно помнить что нужно давать голове сделать все самой, ведь мы же умные и иногда не стоит мучить себя, а просто успокоиться и подождать.
  8. Исполнители дают Менеджеру ответ «отвали» в разных формах.
  9. Ты должен сам решать, что важно и что когда делать а не люди за тебя.
  10. Не принимать решения когда злишься.
  11. Команду нужно пропалывать от мудаков и создавать нужный микроклимат.
  12. Дизайнер должен уметь генерировать вымышленные миры.
  13. Сомнения в необходимости того или иного решения будут всегда.
  14. Нужно давать людям ошибаться и учиться на своих ошибках.
  15. Менеджер должен налаживать сигнальную систему — «что-то идет не так» и работать с рисками.
  16. Контролировать ситуацию невозможно — это нужно принять, контролировать можно только себя.
  17. Нужно уметь осознать и трезво оценить текущую ситуацию.
  18. Сарказм мешает и не ведет к продуктивной работе, а вот здоровый юмор часто бывает к месту.
  19. Троллей нужно выпалывать — от них нет толку и они мешают продуктивно работать.
  20. Важный навык менеджера — умение отключить микро и гипер-менеджмент — отвалить от ребят. Дать им делать все самим.
  21. Порой ошибки можно прощать — умные люди это ценят и не станут ошибаться впредь.
  22. Все нужно делать сразу, только тогда все будет сделано — хуже всего копить горы не сделанных дел и невыполненных обещаний.
  23. Спорт нужен для тонуса, чтобы тебя перло.
  24. Для менеджера очень важно умение передать информацию.
  25. Постоянно тренировать внятность формулировок в своих текстах.
  26. На стороне клиента был один ЛПР и в команде должно быть так же.

Читайте заметки с других мероприятий по тегу заметки с мероприятий.

2017   Заметки с мероприятий

Заметки с мероприятий: RUSSIAN STARTUPS GO GLOBAL 2017

Личное присутствие и неформальное общение на мероприятиях всегда дает массу пищи для ума.

Целью посещения RUSSIAN STARTUPS GO GLOBAL 2017 я ставил — понять верную стратегию выхода на иностранные рынки, выписать состав первых шагов.

Выступление «B2B-продажи в России и США: ключевые различия»

Алексей Пелевин (CEO и основатель Право.ру) рассказал об опыте вывода продукта CASE.ONE на рынок США.

Алексей привел конкретные примеры различий в работе на рынках России и США. Я записал для себя несколько мыслей:

  1. Никогда не выходить на иностранный рынок, пока не начнешь стабильно продавать на своем.
  2. Прежде, чем начинать выходить на продажи — нужно сформулировать профиль целевого клиента.
  3. В США есть компании, которые за деньги организуют встречи с руководителями C-lavel. Средняя стоимость встречи $6000. Встреча с обычным представителем целевого бизнеса стоит в районе $400.
  4. Продавать в США должны местные продавцы. Очень большое значение имеют Small talks — разговоры на отвлеченные темы.
  5. В США решение принимается очень быстро. Если система нравится — решение принимается тут же и тут же оплачивается с кредитной карты. Самая длинная сделка в case.one длилась 49 дней. Для примера в России самая длинная аналогичная сделка потребовала 1060 дней и 22 подписи.
  6. В США люди любят говорить по телефону и не очень любят встречаться. Большинство вопросов решается по телефону и бизнес это не смущает. В России, прежде чем начать работать, всегда принято встретиться и «посмотреть друг другу в глаза».
  7. В США почти всегда клиент восхищается решением. При этом, реальная реакция становится понятна только по факту оплаты. В России клиент (даже если продукт понравился) для начала вываливает не тебя десяток возражений и причин, почему продукт не будет у него работать.
  8. Кандидаты на роли продажников в США умеют отлично продавать себя. При этом часто оказывается, что кандидат просто врет и в резюме и на собеседовании. Нужно внимательно отслеживать результативность на испытательном сроке и быстро увольнять плохих продажников.
  9. Важно с самого начала работы в США выстраивать грамотную юридическую поддержку продукта.
  10. Партнеров по маркетингу продукта нужно подписывать под конкретными цифрами результативности.
  11. Нужно грамотно выбирать конференции и мероприятие в своей нише. Проходит масса бесполезных мероприятий. На конференции нужно активно зазывать посетителей на свой стенд, устраивать розыгрыши и т. д. Средние затраты на участие в одной выставке — $10-15 тыс.
  12. Причина выхода на рынок США проста: размер Legal Tech рынка в России до $200 млн., В США — $15 млрд.

Выступление: «Как мы запускали AmoCRM в США: что пробовали, что не получилось и что точно не стоит делать»

Михаил Токовинин (Сооснователь и руководитель AmoCRM) рассказал о своих ошибках в запуске CRM на Американском рынке.

Михаил рассказал о том, какие инструменты продаж в США он протестировал. Я записал для себя несколько мыслей:

  1. Нельзя продавать одни и те же фичи в России и США. Продукт должен создаваться конкретно под рынок США. В США часто бьются с другими проблемами. При этом не обязательно наш состав продукта будет более отсталым. Скорее наоборот. Часто продукты для России выглядят слишком навороченными. В США любят простые системы, заточенные под конкретную задачу. Работает принцип «меньше значит больше».
  2. Для того чтобы стать «своим» нужно переезжать в США не физически, а ментально. Нужно начать читать американские ресурсы и общаться в американских сообществах. Офис в США может понадобиться только по одной причине — разница во времени. Трудно эффективно продавать по ночам.
  3. Чтобы стать глобальной компанией важно начать воспринимать Москву как один из часовых поясов, с которыми ты работаешь.
  4. Такие компании, как SaleseForce забивают Adwords абсурдно огромной стоимостью клика (доходит до $100 за клик), чтобы у конкурента не возникало мысли порекламироваться в гугле.
  5. Один из самых эффективных источников лидов в США — биржи лидов: Digital River, Commission Junction, Capterra, GetApp. Важно найти самую эффективную биржу для своей ниши и постараться максимально выбрать из нее целевые лиды.
  6. Хороший источник трафика — Facebook. Он сам умеет доставлять контент до нужных людей. При этом качество материала не имеет решающего значения. Контент-маркетинг, как таковой работает только, если ты гений в написании текстов (что вряд ли)
  7. В США любят общаться голосом и много звонят в поддержку.
  8. Продукт должен быть пригоден для PR. Журналисты сами расскажут о продукте, если создать годные инфо-поводы. На данный момент PR кажется самым эффективным способом получения лидов.

Читайте заметки с других мероприятий по тегу заметки с мероприятий.

2017   Заметки с мероприятий

Заметки с мастер-класса «Instagram: как продвигать себя и свой бизнес?»

Личное присутствие и неформальное общение на мероприятиях всегда дает массу пищи для ума.

Целью посещения мастер-класса «Instagram: как продвигать себя и свой бизнес?» я ставил — узнать как правильно работать с современными соцсетями на примере инстаграма.

Об инстаграме

Главное отличие инстаграм от других соцсетей в том, что это мобильная соцсеть. Плотность взаимодействия с контентом гораздо выше чем где либо.

В развитии инстаграм было несколько эпох:

  • До 2015 года: красивые картинки — в самом начале большинство пользователей соцсети были фотографы и художники. Они выкладывали свои работы;
  • 2015-2016: детская эпоха — фотки детишек;
  • Сейчас: эпоха лайфстайла — интересный образ жизни, реалити шоу от знаменитостей.

Фичи, которые добавили в 2017 году:

  • Посты-альбомы;
  • Статистика;
  • Прямые эфиры;
  • Реклама в сторис;
  • Сторис по гео и хештегам;
  • Обновление директа (он стал удобным);
  • Опросы в сторис.

Интересный взгляд на прямой эфир: кажется, что 15 зрителей это мало, но представь себе что тебя в оффлайне слушает 15 человек — не так уж и мало. А вообще сторис смотрит до 1/3 аудитории. Если делать сторис, то охват аудитории увеличивается на 60%.

Пользователь принимает решение подписаться или нет за первые 3-5 секунд просмотра аккаунта.

Стратегии продвижение в инстаграме

Личный бренд — через него хорошо продавать сложные услуги. Получая сложную услугу люди работают не с компанией, а с конкретным человеком (юристы). Объяснять тонкости своей работы простым человеческим языком. Личный бренд — самый дешевый вариант продвижения.

Товары — продвижение товаров и услуг.

Бизнес с гео-привязкой (кафе, рестораны, кальянные) — работает только репутационный контент. Нужно часто постить отзывы от посетителей или пользователей.

Тематическое сообщество — идея в том, чтобы собрать аудитории по определенной теме вокруг аккаунта. Самая сложная, долгая и дорогая стратегия.

После выбора стратегии продвижения нужно действовать по плану:

  1. Определить KPI
  2. Выбрать виды контента
  3. Составить контент-план
  4. Писать тексты
  5. Подбирать фотографии

Если меняется стратегия — нужно менять план.

Два главных вида продвижения на сегодня -таргетированная реклама и посевы у лидеров мнений.

Массфоловинг перестает работать. Зарубежные сервисы массфоловинга закрываются. Наши пока держатся.

Контент в инстаграме

Образовательный — полезные материалы о том, как все надо делать.

Информационный — любая информация и новости о продуктах компании.

Развлекательный — тут все понятно.

Истории (репутационный) — все что клиенты делают с продуктом. Истории успешного использования, отзывы и т. д. Обязательно упоминать человека при публикации. Хорошо работает для локального бизнеса.

Продающий — прямая продажа товара. Делаешь 3-4 предложения о товаре. Рассказываешь преимущества или выгоды о товаре (не нужно много характеристик). Обязательно указываешь цену. В конце призыв к действию. Призывы к действию вообще работают магическим образом. Людям нравится когда им точно говорят что с этим теперь делать.

Продающего контента в коммерческом аккаунте должно быть от 25 до 50%. Весь продающий контент должен быть разнообразным.

Для каждого аккаунта достаточно использовать три вида контента.

Обязательно должен быть контент план с разбивкой по типам и рубрикам. Удобно использовать цветовое кодирование рубрик, чтобы визуально оценивать плотность плана. Минимум один пост в день. Лучше два, а три-четыре уже многовато.

Постить лучше всего утром в 8-9 по местному времени и вечером 19-21. Можно за день набивать контента не неделю и потом использовать отложенный постинг.

Для отложенного постинга можно использовать SMM planner там до 100 постов в месяц бесплатно. Этого вполне хватит для ведения одного аккаунта.

Вообще контент всегда должен быть со смыслом и доносить ценность. Важна душевность. Аккаунт-витрина с кучей фоток товара будет работать только в низко-конкурентной среде.

Текст в инстаграме

Люди снова любят текст. У текста в отличие от картинки четкий и однозначный посыл. Люди читают 500-800 символов. Важно, чтобы у текста была четкая структура и абзацы. Эмодзи можно использовать по теме и в меру. Хештеги размещать в конце и не более 7 штук. Не писать хэштеги на латинице, русскоязычная аудитория по ним не ищет. Использовать хештеги до 100 тыс упоминаний. Более упоминаемые уже заспамлены.

Фото в инстаграме

Не страшно постить заимствованные фотки. Главное подписывать автора. Если автора не подписывать, инстаграм может пожизненно заблокировать аккаунт.

Сначала нужно готовить текст, а потом под него подбирать фото. Так проще.

Важно соблюдать единообразие в форме, обработке (фильтрах) и элементах на фотографии. Это приятно глазу и повышает узнаваемость фоток в ленте.

Главный KPI продвижения в инстаграме

Умная лента в инстаграме заработала в ноябре 2016. С тех пор главный показатель эффективности — вовлеченность аудитории. Инстаграм показывает тот тип контента и аккаунты на которых у пользователя уже были действия — просмотры, лайки и комментарии.

Показатель называется ER-вовлеченность. Считается по формуле:

(Лайки + Комментарии)/Количество просмотров * 100%

Показатель имеет смысл считать на периоде от одного месяца. Наиболее релевантный показатель ER за три месяца.

Большее значение имеют лайки от текущих подписчиков. При этом ориентироваться на количество подписчиков без вовлеченность бесполезно. Посты просто могут не попадать в ленты подписчиков из за низкой вовлеченности аудитории.

В инстаграме нормальным считается показатель ER в 10%. Для примера в вконтакте — 2%.

Можно использовать статистику из бизнес-аккаунта или сервис livedone (но он платный).

Показатели в бизнес-аккаунте нужно снимать не реже раза в неделю в одно и то же время. Статистика в инстаграме появляется с задержкой в неделю.

Работа с вовлеченностью в инстаграме

Для вовлечения аудитории можно использовать методы:

  1. Вопросы, советы, выбор из двух, остарая тема;
  2. Ошибки, успехи;
  3. Тренды, флешмобы, челенджи;
  4. Оставьте свои контакты для консультации;
  5. Очень полезный контент;
  6. Полезный материал в ответ на комментарий;
  7. Марафоны, игры, викторины.

Важно отвечать на все комментарии и внимательно работать с аудиторией. Не уводить людей с площадки. Писать в директ если нужно.

* * *

Мероприятие организовали ребята из SMM Школы Republic 5 октября 2017 г.

Спасибо Антону Зарукину и Антону Стенькову за полезный контент.

2017   Заметки с мероприятий

Заметки с митапа «Охота на продакта»

Личное присутствие и неформальное общение на мероприятиях всегда дает массу пищи для ума.

Целью посещения митапа «Охота на продакта» я ставил — познакомиться с ребятами, послушать о чем пойдет разговор и узнать какие «горячие» темы обсуждает сообщество.

В этой заметке мои заметки с выступлений, дополненные разбором презентаций и мыслями по теме.

Некоторые вещи стали для меня откровением. Надеюсь, вы тоже найдете для себя что-то новое в этих заметках. Заранее предупреждаю, что материал прошел через мое восприятие и может отличаться от мнения авторов.

В этот раз постарался оформить заметки больше похожими на связный текст, а не на конспект.

Дмитрий Школьников — глава разработки продукта в компании Tapcore

Дмитрий рассказал свое виденье эволюции продакт-менеджера.

Для начала определение — продакт-менеджер это тот, кто отвечает за успешность продукта.

В былые времена конкуренции была не так развита, как сейчас. Условно, пипл хавал, что давали. Тогдашние руководители продуктов воспринимали пользователей, как безликую массу. Продукты при этом состояли из закостыленных велосипедов. Гики того времени делали крутую технологию и не особо запаривались на счет ее продаж. Для использования продукта нужно было хорошо разбираться в его устройстве и знать как настроить технологию под себя.

Продакты работали по «чуйке». Появлялись первые визионеры (ранняя работа Джобса и Возняка). Через какое-то время продакты поняли, что среди пользователей все меньше гиков. Стали делать исследования пользователей. Использовали инструменты маркетинга для продаж в больших объемах.

Потихоньку приходило понимание, что продукт, это не только крутая технология, а еще и красивая картинка. Начали упаковывать технологию и предоставлять в готовом виде. Так появился дизайн продуктов (позже в начале 2000-х появился и UX).

Время шло и вскоре продакты совсем перестали воспринимать пользователей, как безликую массу. Начали делать полевые интервью. Зародилось направление Customer Development и руководители продуктов стали больше заниматься анализом.

Позднее оказалось, что вообще все пользователи разные. Каждый пользователь — это уникальная личность. На первый план вышла работа с огромными массивами данных. Сегодня руководитель крупного продукта перестает справляться с анализом огромного объема обратной связи. Человек на месте руководителя продукта физически не может угодить каждому. Поэтому в крупных компаниях начали развивать направление автоматизации работы руководителей продуктов. Уже сейчас на больших продуктах типа фейсбука мелкие фичи и улучшения делают роботы. При этом работа продакта — управлять роботами, ставить задачи и принимать результат их работы.

В итоге, развитие экспертизы продакт-менеджера в истории выглядит примерное так: Технолог → Визионер → «Маркетолог» → Дизайнер → Аналитик.

На сегодня ключевые для продакта компетенции — soft skills (коммуникация с разными командами и специалистами) и Data-Driven Decision Making.

Раньше создатель продукта мог сидеть в гараже и спокойно пилить свою технологию, теперь продакт должен объединять много экспертиз и постоянно общаться с самыми разными специалистами для достижения общего результата.

Мне кажется, что будущее где-то посередине между автоматизацией и работой живого эксперта. Сегодня видно, что интерфейсы продуктов крупных компаний — букинг, фейсбук, убер, скайсканер, амазон, алиэкспресс, ибэй и т. д. все больше становится бездушными. Интуитивно кажется, что интерфейс сделан не человеком. При этом, например командам тинькофф банка, яндекса и телеграма все еще удается делать душевные и человечные интерфейсы.

Любовь Карпова — директор по продукту в championat.com

Любовь рассказала про экспертизу продуктовода в зависимости от масштаба команды.

Продукт — это штука, которая решает понятную проблему (задачу), у понятной целевой аудитории (или для нескольких аудиторий). Продукт должен быть востребованный, конкурентоспособный и с экономическим смыслом.

В общем случае руководитель продукта работает на стыке клиентов, технологий и бизнеса. В реальности это может быть любая комбинация обязанностей, все зависит от конкретной ситуации.

Выделяют три уровня руководства продуктом:

  • Продуктовый аналитик — исследования пользователей, поиск гипотез;
  • Продуктовый менеджер — пишет требования, формирует ТЗ и состав MVP (обычно работает в связке с руководителем проекта или техническим лидером);
  • Product owner (владелец продукта) — отвечает за успех продукта целиком, включая финансы (обычно работает с сильным техническим лидером).

Руководитель продукта должен знать ответы на вопросы про продукт:

  1. Какую проблему решает продукт?
  2. Кто целевая аудитория?
  3. На каком рынке работает продукт?
  4. Какие метрики отражают успешность продукта?
  5. Кто конкуренты и аналоги?
  6. Почему клиенты выбирают продукт? Каково уникальное предложение?
  7. Своевременность предложения продукта, почему именно сейчас нас должны покупать?
  8. Как выводить продукт на рынок и делать запуск?
  9. Каковы критичные факторы успеха?
  10. Какие рекомендации (go or no-go)?

У руководителя продукта под рукой должна быть продуктовая концепция:

Люди/отдел/компании тратят ресурсы на решение такой-то проблемы и вот так часто. Наш основной конкурент — решение, которое позволяет проблему пофиксить вот так. Мы заменим главного конкурента, потому что будем лучше и дешевле решать эту проблему, или часть этой проблемы. Лучше мы будем решать потому что.

Несколько инсайтов:

  • Продакт должен думать о второстепенной ЦА о рисках, маркетинге и вообще обладать широким взглядом на вопросы.
  • В Яндексе все новые фичи выкатывает только после экспериментов (почти всегда). Метрики прокрашиваются и если после выкатывания, что-то идет не так, релиз могут откатить. Но чаще результат запуска ожидаем за счет проведенных ранее экспериментов.
  • Звездный b2b продакт — редкость.

Тимур Гаврилов — отвечает за развитие мобильных продуктов в Lingualeo

Тимур рассказал, как от определения целевой аудитории и ее потребностей дойти до формализованной постановки разработчикам.

Любимая часть работы Тимура — исследование пользователей. В США часто в командах есть отдельный человек, занимающийся только исследованиями пользователей (User research).

Процесс выработки продуктовых решений делается в два этапа.

На первом этапе делается исследование пользователей:

  • Сегментирование: User Personas vs Jobs to be Done (JTBD);
  • Качественное исследование: Customer Development;
  • Количественное исследование: подтверждение гипотез/болей;
  • Опросы существующих пользователей;
  • UX-исследования;
  • Аналитика.

На втором этапе делается выработка вариантов решений в несколько итерация (обычно три и больше):

  • Проектирование;
  • Мажорные и минорные сценарии;
  • UX-тестирование.

Далее несколько слов о каждом этапе.

Про сегментирование. Описание Jobs to be Done выглядит так:

When I want to  So I can

When я выхожу на пробежку утром, I want to бежать под любимую музыку, которую не нужно переключать, не отвлекаясь на ритм и не сбиваясь с него, so I can пробежать дистанцию в одном темпе, и зарядиться на весь день и выполнить норму тренировки

Этот фрейм используется для более точного описания мотивации пользователя. Удобно для точного формулирования конкретных фич в продукте. Но описание JTBD не дает маркетологу понимания, где найти такого пользователя.

Описание User Personas делается так:

As a , I want to  so that

As a 30-летний Дима, I want to бегать между занятиями в спортзале, so that я был подтянут и здоров

Описание персон используется для поиска конкретного представителя сегмента (важно для маркетинга). При таком описании сложнее понять нужный набор фич сложнее.

Про качественное исследование: Customer Development. После выявления сегментов Нужно проводить интервью с представителями каждого сегмента для поиска болей. Важно посмотреть, как пользователь решает проблему без продукта, как устроен сценарий его работы в твоей проблемной области и как ты можешь улучшить его жизнь.

Неправду на интервью с пользователем проще всего отсекать пересекающимися и одинаковыми вопросами. Лучше всего смотреть, как работает пользователь и слушать его.

Синтез результатов интервью — сложная и важная задача, которой занимается руководитель продукта лично.

Про количественное исследование: подтверждение гипотез/болей. С помощью опросников с бинарными вопросами нужно подтвердить найденные боли и их принадлежность к сегментам на относительно большой выборке.

Про опросы существующих пользователей. Нужно задавать вопросы:

  • тем, кто отвалился не дойдя до использования продукта (прошел онбординг, но не вернулся);
  • тем, кто отвалился, но успел познакомиться с продуктом (был активным первую неделю);
  • тем, кто регулярно возвращается к продукту (Core-пользователь: активный и платит).

Важно внимательно работать с группой любителей продукта (ранними последователями) они чаще всего дают самую ценную обратную связь.

Про UX-исследования. Исследуем все что касается First Time User Experience и Customer Journey Maps. Едадил, например выдает рекомендацию, когда пользователь забрел не туда, куда надо.

Аналитика — это самая важная работа руководителя продукта. Важно описать Aha / Wow-moment — например фейсбук считает, что пользователь останется, если он провел с продуктом подряд больше 3 дней. Берешь самых успешных пользователей продукта и цепляешь за них метрику успешности. Но это не всегда работает.

Основные метрики:

  • экономические (unit-экономика и т. д.)
  • воронка продаж (когортный анализ)
  • метрики качества продукта, например скорость подачи такси или формирования поисковой выдачи

Про проектирование. Решение по составу интерфейса каждый раз проходит как минимум три итерации. Каждое решение имеет градацию по степени сложности: добавить текст, изменить логику приложения (например форма логина гугла с действиями разбитыми по экранам) или сделать редизайн требуют разных ресурсов.

Для подтверждения решения круто продавать несуществующее — например новую фичу, которой еще нет. Желательно получить живые деньги от пользователей. Это лучшее подтверждение гипотезы ценности. Деньги можно возвращать, если фича так и не докатится до прода, а вот регистрации и сборы имейлов — это фигня.

Важно давать своей команде и исполнителям задачу, а не вариант решения.

Не стыдно копировать уже протестированные в аналогичных продуктах форматы. Если у конкурента зашло, то вероятнее всего зайдет и у тебя.

Важно фокусироваться на базовых фичах и резать ненужное. В этом хорошо помогает технический лидер команды, он всегда выкинет из беклога все, что можно.

Про мажорные и минорные сценарии. Результаты по решениям нужно распределить в таблице по сегментам пользователей и дать развесовку важности данной фичи для каждого сегмента. Так рождаются приоритеты сценариев в беклоге.

UX-тестирование можно проводить так:

  • по кейсам — справься с конкретной задачей;
  • расскажи, что ты понял — объясни сам, что ты понял про продукт;
  • инструментальные исследования — eye tracking, тепловые карты. Дорого и дает слабые результаты.

Инсайты и интересные мысли:

Всегда должен быть один ответственный за весь продукт.

У Lingualeo 16 000 000 пользователей. Компания развивается в других локациях. Потом будут выходить в другие языки. 70% всего изучения языка в мире это английский.

В Lingualeo всегда есть два проработанных наперед релиза.

Одна из метрик успешного продакта — умение экономить ресурсы (команда, время). Сокращать цикл создать — оценить — научиться.

Количество времени вложенное в любое исследование повышает его точность. Нужно уметь вовремя остановиться, чтобы не тратить лишние ресурсы на избыточную точность.

В идеале одно улучшение продукта должно быть направлено на одну метрику.

Кроссдевайсность нужно поддерживать однозначно. Пользовательский опыт должен быть един на всех устройствах.

По психологии стоит читать бихевиористику, когнитивные искажения и все что связано с гормонами дофамин, серотонин и удовольствие.

У продакта обязательно должна быть чуйка.

Что-то ошеломляющее для руководителя продукта это плохо. Если по факту внедрения, что-то тебя шокировало, значит ты не доработал на предыдущих этапах.

Любая автоматизация — это экономия денег. Прежде чем автоматизировать кусок своей работы и потратить на это ресурсы нужно понять, окупится ли это вложение.

График по Retention goals (возврат пользователей) должен выйти на плато. Две основные причины ухода пользователей — на самом деле продукт не нужен, не смог разобраться с продуктом.

Общее обсуждение про B2B продукты

  1. В b2b продукт влияет на целый бизнес, а не только на жизнь отдельного человека, поэтому ответственность продакта выше.
  2. В b2b нельзя просто так брать и ставить эксперименты, это может быть чревато потерей денег.
  3. В b2b нужно максимально много общаться с бизнесом.
  4. C b2b в целом интереснее работать.
  5. В b2b сегментацию приходится делать глубже и точнее.
  6. Клиент и пользователь в b2b чаще всего разные люди. Клиенту не всегда приятно то, что приятно пользователю.

Что почитать

  1. Блог intercom.
  2. Найти компании и продукты, которые тебе нравятся. Через линкедин или фейсбук найти там продактов. Подписаться на их блоги (скорее всего они что-то пишут).

Впечатления и выводы

  1. Мне понравились люди и проблемы которые обсуждались.
  2. Сколько людей столько и мнений: у каждого руководителя продукта своя система, методология, определения и т. д. Очень похожая ситуация в маркетинге.
  3. Продукт-менеджер и владелец продукта — разные роли, я этого не знал.
  4. tceh — молодцы, бесплатно собирают крутые митапы.
  5. Таблицу ранжирования фич по сегментам возьму на вооружение.
  6. Чтобы почувствовать среду — нужно побыть в ней лично, видосы и записи вебинаров — фигня. Главное не перебарщивать ходить раз в пару месяцев.
  7. Метод описания Jobs to be done для меня откровение. Примерно так я описывал глобальные фичи, но не знал про этот метод.

Митап проходил 25 июля 2017 в Москве

2017   Заметки с мероприятий

Заметки с Дизайн выходных 2017 в Казани

Дизайн-выходные 2017 оказались приятным и душевным событием. Спасибо организаторам и спонсорам! Ниже мои заметки с нескольких выступлений.

Никита Обухов

Основатель «Tilda Publishing»

О тильде и разном

  1. Дизайнер должен уметь работать с текстом (можно идти учиться писать на курсы Ильяхова)
  2. Микрокопирайтеры — ребята, которые придумывают, как называть кнопки в приложениях
  3. Клиент тильды:
    • бизнесмен
    • архитектор, который делает подруге сайт про недвижимость
  4. Принцип «сначала контент» продолжает завоевывать сердца: уходим от подачи ради подачи — смысл в первую очередь
  5. Performance marketing — цифры и результаты
  6. Дизайнер должен найти баланс: как это будет выглядеть и как это будет продаваться
  7. Хороший дизайнер должен быть «насмотренным»
  8. Перейти из digital в print просто, но некоторым дизайнерам тяжело выбраться из print в digital
  9. Дизайнеры должны потихоньку начитать разбираться в коде
  10. 500 р. в месяц за личный аккаунт это не дорого (цена двух чашек кофе)
  11. В тильде можно создавать свои кастомные блоки и этим уже активно пользуются

Василий Филатов

Композитор, саунд-дизайнер. Основатель Института звукового дизайна и студии SoundDesigner.PRO

О том, как делают дизайн звука

  1. Музыка делается по слоям, так же как и анимация
  2. Сделали с ребятами крутой ролик бесплатно (потому что хотели) и потом получали заказы типа «хочу, как в том ролике»
  3. Настоящий профессионал всегда немного маньяк и фанатик
  4. Звук создает в анимации форму и помогает понимать, что конкретно ты видишь. Без звука не понятен вес, фактура и контекст
  5. Звук помогает поверить в реальность происходящего на экране
  6. У звука есть вес, острота, содержание и фактура
  7. Хороший саунд-дизайнер незаметен
  8. Звук должен быть оригинальным. Брать готовые звуки из библиотек, все равно что брать картинки с клипартов
  9. Работает над озвучиванием дополненной реальности — пока не понятно как там все должно звучать
  10. Звуки устаревают и ты должен быть в тренде
  11. Звуки в телефоне — часть пользовательского опыта и должны быть продолжением восприятия бренда

Дарья Сысоева

Генеральный директор в DS Studio

О том, как работать с дизайнерским коллективом

  1. Дизайнеры — дети. Не все конечно, но очень многие. Работать с ними нужно соответственно. Можно читать книги по воспитанию детей — помогает
  2. Арт-директор должен уметь делать работу дизайнера, чтобы сохранять авторитет
  3. Однажды дизайнер попал на встречу с клиентом и послал клиенту в жопу (так бывает)
  4. Муза может уйти, помоги дизайнеру в этот момент
  5. Соблюдай границы помощи и влияния, не нужно слишком глубоко погружаться в личные проблемы дизайнера — он может сесть на шею
  6. Дизайнера нужно защищать от заказчика и вообще внешней среды. Дизайнеры это ценят
  7. Для вовлечения дизайнеров в коллектив порой можно и потусить вместе. В обычной работе ребята не очень вовлекаются, нужно целенаправленно создавать ситуации для сплочения команды

Александр Загорский

Творческий директор в GREY Moscow

О том, как крутые ребята делают ребрендинг крупным заказчикам

  1. Клиенты до сих пор не понимают что есть полная картина восприятия бренда — от кнопки «заказать» до вкуса куриных крылышек
  2. Сейчас модны надписи крупными буквами на одежде — это качает визуальную среду
  3. Бренды не стоят на месте — приходится постоянно развивать решение, раньше было проще
  4. Оформление коробки для пирожка в KFC сладкое, как айфон (не видел, надо проверить)
  5. Рекламная компания по определенной теме называется Flight
  6. Стиль бренда меняется в среднем каждые 5 лет. После создания клиент начинает уничтожать и упрощать, через 5 лет понимает, что он в тупике и снова объявляет тендер

Максим Кузин

Главный инженер ОКБ «Атом», преподаватель кафедры Дизайна МАМИ

О том, как крутые ребята делают промышленный дизайн

  1. Объект промышленного дизайна должен вызывать уважение у пользователя, тогда его не будут засирать
  2. В России везде принято все делать в последний момент (то есть мне не показалось)
  3. Крупные иностранные компании по промышленному дизайну давно научились ставить на поток творческий процесс
  4. Наше машиностроение микроскопическое по сравнению с мировым. Ростех оборот $19 млрд., Фиат — $150 млрд., поэтому пром дизайн не может развиваться, нет рынка
  5. Хороший пром дизайн в СССР — миф. Дизайн транспорта в СССР никогда не занимал места на конкурсах. В РФ нет дизайн-школы — ее нужно создавать
  6. В Екатеринбурге есть выставка ИННОПРОМ — можно сгонять для интереса посмотреть, что есть нового в промдизайне России
  7. Ребята смогли сделать промдизайн и образец для выставки за 6 мес (речь про вагон Р1)
  8. Процесс пром дизайна:
    • Участвуют пром дизайнер, моделлер, инженер-конструктор и комплектовщик
    • Сначала делают рисунки идей и форм карандашом в виде обычного рисунка (хороший дизайнер выдает около 30 скетчей в день)
    • Делают 3D в поверхностях, без внутренней детализации. Хороший моделлер требует на вход минимум картинок и скетчей, детали можно объяснить на словах. Используют Alias Autostudio, Solid, NX
    • Пром дизайнер и моделлер работают в паре и сидят рядом, чтобы можно было быстро заглянуть в монитор товарища
    • Как только готовые первые 3Д — появляется инженер, который на основе предыдущего поколения машин начинает искать проблемы и возможные нестыковки в дизайне (куда ставить кондиционер и т. д.)
    • В машине есть силовой каркас, инженерные системы и интерьер с экстерьером (корки)
    • Затем в команду добавляют инженера по подбору и анализу комплектующих. Еще его называют инженер по кооперации или закупщиком. Этот парень должен так же хорошо понимать в том, как все работает, а не просто получать откаты на закупках
    • Все участники должны понимать, что изделие имеет длительный срок эксплуатации (до 60 лет)
    • Инженер-конструктор продолжает генерировать ограничения для пром дизайнера и дизайн детализируется все глубже
    • Готовят концепцию или финальную черновую модель, которую валидируют и подписывают все участники процесса. Меняться она больше не будет
    • Затем делают финальную дизайн концепцию с проработкой до последнего винтика. Делают фото-реалистичные рендеры, key-image и т. д.
    • Едут на производство и курируют создание первого образца
  9. Главный показатель в отборе исполнителя — скорость работы
  10. Трамвай по паспорту эксплуатируется 30 лет, но все понимают, что на самом деле он может протянуть 60
  11. Всегда можно найти иностранного исполнителя на моделирование в разы дешевле Российского
  12. Не следует работать с подрядчиками которые делают большой запас по срокам и бюджету, скорее всего у них мало опыта
  13. Работать можно только с супер-профессионалами, слишком высокая стоимость ошибок и некачественной работы в начале процесса
  14. Главный конструктор несет ответственность (вплоть до уголовной) за безопасность эксплуатации изделий в течение всего жизненного цикла от запуска в серию до списания последнего изделия
  15. На наших заводах не бухают и не курят в цехах, как раньше. Но при этом работают без желания и энтузиазма с некой обреченностью. Пришлось отгородился стеной от обычного цеха, чтобы токсичная атмосфера не влияла на создание нового образца
  16. На заводах процветает бытовое воровство — идешь мимо чужого молотка и забираешь себе. Написал записочку «Взял — положи на место. Имя. Телефон». Работает. Переносишь диджитал опыт в среды работяг и он нормально заходит
  17. Инженерное порно — раздел фотографии с обнаженными техническими изделиями
  18. ВАЗ отличается от BMW точностью обрезки и подгонки отдельных деталей. Глаз замечает микронеточности и понимает, что ВАЗ неряшливый, а беха эстетична. Наши режут материалы вручную, а у иностранцев на автоматическом станке — это обеспечивает повторяемую точность подгонки
  19. Есть специальный линолеум с гарантией производителя 30 лет, на один вагон стоит $8000 против нашего за $700. Наш стирается за 3 года, специальный реально 30 лет служит
  20. Документы нужно делать не чтобы рассказать, а чтобы быть понятым. Человек перегружает свой буфер длинным документом очень быстро и перестает принимать взвешенные решения. Потом удивляется почему говно получилось. Нужно грамотно оформлять документы для восприятия коллегами (полностью согласен)
  21. В таблице таймингов добавили цифры с номером конечного результирующего документа. Добавили отдельным таблицу с расшифровкой документов
  22. Сжатые сроки работы в России требуют колоссальной самоотдачи, перед дедлайном приходится работать до 48 часов подряд. Если хочешь получить результат — другого выхода просто нет. Никто тебе не даст вменяемый срок исполнения
  23. Дизайн созданный по математическим законам красив сам по себе
  24. Термин дизайн означает на самом деле конструкторскую работу, а то что мы привыкли называть дизайном на самом деле стайлинг
  25. Структура презентации коммерческого предложения пром дизайна:
    • В начале принято вставить личное обращение с представлением и коротким рассказом, о том, почему лично ты готов взяться за проект
    • Цели — обязательно объяснить зачем все это
    • Ключевая идея проекта
    • Полученные исходные данные
    • Решение
    • Объяснение каким образом решение появилось (показать масштаб проделанной работы)
    • Ключевые партнеры по реализации проекта (все понимают, что ты один не справишься — точно будут подрядчики)
    • Процесс работы (прозрачная этапность)
  26. Всегда нужно обращаться как с профессионалом. Дурак не поймет ничего в профессиональной речи, а вот если с профессионалом говорить, как с дураком — он разочаруется
  27. Бизнес-класс в аэрофлоте, как эконом в иностранной компании
  28. Женщины лучше определяют оттенки цветов. Можно провести эксперимент на градациях серого. Мужик увидит серую мазню, а женщина отличит все оттенки
  29. В рендерах камеру стоит выставлять на уровне естественного взгляда человека
  30. Все машиностроение перестраивается на азиатские рынки: Индия, Китай, Бразилия, Эмираты, Саудовская Аравия
  31. Профессионал всегда цепляется за неточности в презентации решения — нужно уметь грамотно этим пользоваться
  32. Дизайн трамвая в США может стоить $5 млн
2017   Заметки с мероприятий